IMS Media Day 2019: итоги ежегодной медиа-конференции
19 ноября 2019 года в гостинице International Hotel Tashkent прошла ежегодная отраслевая конференция IMS Media Day 2019.
IMS Media Day – это площадка для обсуждений трендов и реформ в медиа сфере. Спикеры конференции – эксперты из Узбекистана и стран Центральной Азии представили актуальные данные о развитии медиа-отрасли, трендах телесмотрения, а также рассказали о дальнейших планах. Организатором события выступил медиаоператор на телевизионном рынке Узбекистана – компания International Media Service.
На конференции приняли участие представители и члены Национального Медиа Совета, телеканалов, рекламных агентств и рекламодателей.
Председатель Национального Медиа Совета Узбекистана (НМСУ) Равшанхон Джураев в своем выступлении отметил результаты проводимых реформ в медиа отрасли. Национальный медиа совет – это неправительственная некоммерческая организация, отраслевое объединение, призванное решать вопросы в области медиа и рекламного рынка. Участниками НМСУ являются телевизионные каналы, рекламные агентства, медиаоператор и приглашенные эксперты. Создание НМСУ позволило обеспечить взаимодействие игроков медиа отрасли, а также формирование отраслевых стандартов. В ноябре 2018 года были внедрены измерения рейтингов телеканалов и телепрограмм. С 1 января 2019 года стартовали продажи телевизионной рекламы в GRP.
Первые результаты нововведений уже заметны: по итогам 2018 года доля международных рекламных агентств на рынке достигла 59%, доля международных рекламодателей – 71%, тогда как рост рынка ТВ рекламы и рост бюджетов на ТВ рекламу международных рекламодателей составили +61% и +159% соответственно.
Руководитель Экспертного совета при Национальном медиа совете Узбекистана Юлия Кац проинформировала участников конференции о деятельности экспертного совета. Это состоит из следующих задач:
— контроль работы измерителя и параметров измерений телесмотрения и мониторинга;
— контроль и утверждение параметров отчетов измерителя и публичных публикаций НМСУ;
— разработка предложений по отраслевым стандартам, правилам, регламентам, ограничениям и прочее;
— разработка предложений по вопросам взаимодействия с государственными органами.
В ходе мероприятия руководитель отдела Клиентского сервиса Kantar Media Uzbekistan Юлия Ли представила метрические данные об аудитории ТВ в Узбекистане. Согласно исследованиям, максимальный объем аудитории достигается в промежутке с 19:00 до 23:00. При этом, согласно данным Kantar Media Uzbekistan, самыми предпочитаемыми жанрами являются телесериалы, художественные фильмы и развлекательные программы. Спрос на эти ТОП 3 жанра составляет 68%. Также спикер обратила внимание на то, что спрос на анимационные программы в 3 раза превышает предложение.
Генеральный директор TNS Central Asia (KANTAR) Татьяна Старцева рассказала о тенденциях в медиа отрасли и развитии технологий измерения ТВ в мире. В частности, было отмечено, что продолжается рост доходов в глобальной медиа индустрии.
Джасур Таджиев, генеральный директор компании International Media Service Uzbekistan подробно рассказал о первых результатах проводимых реформ в медиа отрасли и представил прогнозы на следующий год:
«ТВ-рекламные расходы на душу населения за последние 2 года выросли с 50-ти центов до 1 доллара. Это говорит о двукратном росте рынка. За эти 2 года индустрия провела колоссальную работу: в 2018 году была проведена основная трансформация рынка, и как результат объем телерекламного рынка достиг 192 млрд сум, +61% по сравнению с 2017 годом (все цифры без НДС). В 2019 году рынок перешел на продажу по рейтингам.
В этом году 12 каналов из 30 на которых возможна продажа рекламы на республику, начали реализацию продаж по GRP. На сегодняшний день аудиторная доля данных телеканалов составляет 65%.
Это первый год продаж по рейтингам, при этом доля сделок (бюджетов) заключенных по GRP составляет 80%.
Итого мы оцениваем 2019 год в 250 млрд и +30%.
Весь объем открытого инвентаря, которые сформировали 12 каналов в этом году, оценочно составит 870 тыс. пунктов. При этом рынок в этом году реализовал 350 тыс., что составляет порядка 40% годового Sell Out (SO). Средний CPP по рынку находится на уровне 530 тыс. сум.
Следующий график наглядно демонстрирует самый низкий уровень SO в первом квартале. Во-первых, это связано с естественным сезонным поведением рынка, а во-вторых – стартом новой системы, продаж по рейтингам, что особенно повлиял на первый квартал. Более 50% SO – в осенне-зимний период. На рядеканалов в 2019 году SO составил 100%. В 2020 году мы ожидаем средний SO по году на уровне 60%.
За этот год наблюдается 2-х кратный рост проданных минут. Но самое главное, что удалось сделать – увеличить спрос в офф прайм-тайм и тем самым сбалансировать загруженность рекламной сетки.
При этом на рынке в этом году 70 новых рекламодателей. 23 из них – международные компании. В этом году начали свое размещение такие рекламодатели, как Mondelez International, Kimberly-Clark, MARS, Valenta, Bosch и Kolesa Group. Кроме того, ряд рекламодателей, такие как L’Oreal и Coca-Cola значительно увеличили свою активность.
В этом году вес ТОП 10 рекламодателей составит около 45%, против 51% в 2018 году. В остальных категориях мы видим рост.
Вот в именах ТОП 10 рекламодателей. Coca-Cola – лидер таблицы. Рекламодатели в данном шорт-листе представляют сектор FMCG продуктов. Замыкают таблицу 3 фармацевтических компаний. В списке 2 локальных рекламодателя.
Теперь чуть подробней о товарных категориях. Первое место – фармацевтика. Для сравнения, в Узбекистане, Казахстане и Росии первое место занимают фармацевтические компании. Обратите внимание на основные моменты:
Первое, в Россия категория «Интернет-Услуги» занимает 9 место, в Казахстане – отсутствует в списке ТОП 10. В Узбекистане – это 6 место.
Второе, несмотря на ТОП 10 рекламодателей, которые в основном представляют категорию FMCG, данная категория еще значительно недооценена в Узбекистане.
В коротко-рекордные сроки телерекламный рынок Узбекистана встал в один ряд с рынками других стран, на которых уже не один десяток лет являются индустриальными.
Итого сегодня уже:
· 80% бюджетов реализованы по GRP
· Удвоен ТВ рынок
· Удвоены объемы рекламы
· Удвоены телерекламные расходы на душу населения
· Доля международных рекламодателей составляет 75%
· Сбалансированное размещение рекламы по прайму и оффу
Наши оценки на 2020 год составляют 300 млрд. сум. +20% к этому году».
Далее о развитии телевизионных проектов рассказал Серик Акишев, основатель группы компаний под брендом «Телемастерская» и генеральный продюсер проекта Central Asia’s Got Talent, который стал первым успешным международным форматом, адаптированным в Центрально-Азиатском регионе.
Представители телеканалов Bolajon, Milliy, MY5, Navo, Sevimli, Taraqqiyot, UzReport, Yoshlar и ZO‘R презентовали свои проекты на следующий год и рассказали о дальнейших планах по развитию телевизионного контента.
Директор по продажам International Media Service Uzbekistan Даврон Турсунов ознакомил участников конференции о системе ценообразования телевизионной рекламы на 2020 год. В заключении член Наблюдательного совета НМСУ Фаррух Насыров подытожил конференцию и выразил уверенность в дальнейшем развитии медиа отрасли в Узбекистане.
Также в ходе конференции компанией Kantar Media были представлены рейтинги ТОП телевизионных передач в Узбекистане:
ТОП 3 телесериала по среднему рейтингу за все выходы, ноябрь 2018 — октябрь 2019:
1. Beqaror, Sevimli TV (рейтинг 7.2%, доля 21,7%)
2. Hovli, ZO‘R TV (рейтинг 7.1%, доля 34,5%)
3. Gullar iztirobi, ZO‘R TV (рейтинг 6,7%, доля 27,8%)
ТОП 3 художественных фильма по среднему рейтингу за все выходы, ноябрь 2018 — октябрь 2019:
1. Shurik elektrik, ZO‘R TV (рейтинг 5,5%, доля 21,4%)
2. Sayl-3, ZO‘R TV (рейтинг 4,8%, доля 20,5%)
3. Oshiqlar, Sevimli TV (рейтинг 4.5%, доля 17,1%)
ТОП 3 развлекательных программы по среднему рейтингу за все выходы, ноябрь 2018 — октябрь 2019:
1. Bravo, ZO‘R TV (рейтинг 9,6%, доля 30,8%)
2. Oltin kapalak taqdimoti va Ayol seriali haqida, Sevimli TV (рейтинг 9,2%, доля 30,2%)
3. Saxovat show, ZO‘R TV (рейтинг 7,8%, доля 20,9%)
ТОП 3 полнометражных анимационных фильма по среднему рейтингу за все выходы, ноябрь 2018 — октябрь 2019:
1. Muz yurak, Sevimli TV (рейтинг 3,9%, доля 18,6%)
2. Koko, Sevimli TV (рейтинг 3,5%, доля 14,3%)
3. Tugger, Bolajon (рейтинг 3,3%, доля 12,9%)
ТОП 3 спортивных события по среднему рейтингу за все выходы, ноябрь 2018 — октябрь 2019:
1. FIFA World Cup Qatar 2022: Qualifiers, Sport TV (рейтинг 2,0%, доля 11,6%)
2. Футбол. AFC Asian Cup 2019, Sport TV (рейтинг 1,7%, доля 5,1%)
3. Футбол. Суперкубок Италии, Futbol TV (рейтинг 1,6%, доля 6,6%)
International Media Service