2016 год. Обзор телерекламного рынка Казахстана

26.07.2022

На протяжении последних трех лет ТВ рекламный рынок Казахстана демонстрировал негативную динамику показателей, находясь в целом, в тренде основных экономических событий и изменений в законодательстве, которые были применены в отношении телеиндустрии.

Вспоминая основные факторы, оказавшие влияние на отрицательную динамику рынка, можно подчеркнуть следующие:

• «Черный февраль» начала 2014-го (девальвация тенге на -20% по отношению к доллару США) и законодательные ограничения в отношении отдельных видов рекламы.
• 2015 год. Переход на режим плавающего валютного курса, существенное ослабление курса национальной валюты, потребительская нестабильность и потеря 1,5 млрд. тенге для ТВ рекламного рынка.
• 2016 год отметился запретом рекламы на иностранных каналах, что заставило рекламодателей искать новые способы коммуникаций со своей аудиторией.
В большей степени, основной спад рекламного рынка объясняется снижением продаж рекламодателей, бюджеты которых часто формируются в привязке к показателям продаж.

 

По итогам 2016 года рынок потерял почти 14%, что более чем в два раза превышает снижение рынка в 2015 году.
В целом, за 3 года телерекламный рынок сократился на 22% в тенге и на 65% в $ (среднегодовой курс, НБ РК).

 

Несмотря на данную динамику, ТВ рынок Казахстана по абсолютным показателям стабильно удерживает 3-ю позицию среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине.

*По некоторым странам указаны предварительные результаты 2016 года.

                                                                                                     Телерекламный рынок 2013-2016 гг., млрд. тенге с НДС

Относительно месячных показателей, динамика выглядела следующим образом.

                                                                                                                Телерекламный рынок 2015-2016 гг., млрд. тенге с НДС

Вес первого полугодия составил 41% против 43% в 2015 году. Что касается второй половины 2016 года, то показатели увеличились до 59% в сравнении с 57% аналогичного периода предыдущего года.

Последствия вышеупомянутых факторов были столь внушительными, что рынок лихорадило на протяжении всего года.

                                                                                                            Динамика телерекламного рынка 2016/2015, % тенге 

Так, например, за первое полугодие рынок потерял 17% своего прошлогоднего бюджета (первое полугодие — 8 млрд. тенге против 9,6 млрд. тенге в 2015 году). Далее он демонстрирует свой позитивный настрой в начале второго полугодия, но в сентябре, традиционный осенний рост рынка приземлил ожидания всех участников. В конечном итоге, снижение по второму полугодию составило 11%.

 

Рекламодатели и Товарные категории.

 

Сложившаяся ситуация отразилась и на рекламодателях и их товарных категориях. Так в 2016 году на рынке ТВ-рекламы было около 365 рекламодателей, при этом рекламировалось всего 725 брендов. Тогда как в 2015 году было зафиксировано 435 рекламодателей и 860 брендов. Таким образом, 2016 год стал годом сокращения количества рекламодателей на телерекламном рынке.

 

По категориям рекламодателей мы имеем следующую картину:

                                                                                                                 Доля бюджета по категориям рекламодатей, тенге % 

Несмотря на снижение на 4 п.п., представители TOP 20-ки остаются ведущей категорией рекламодателей на Казахстанском рынке. Однако снижение бюджета данной категории в этом году составило 18%.

В целом, невзирая на трудный год, средней категории рекламодателей удалось увеличить свою доля до 10%. Годовой рост бюджета данной категории составил +3%.

                                                                                                                     Динамика бюджета рекламодателей, тенге %


В категории TOP 20 рекламодателей по итогам 2016 года можно заметить ряд изменений.

                                                                                                                                          TOP 20 рекламодателей, wGRP %

Прежде всего, рассмотрим основные снижения активности рекламодателей:

Как и на соседних рынках у рекламодателей в Казахстане зафиксировано 3 типа поведения в кризис:

        •  сокращение рекламной активности вплоть до полного отказа,
        •  сохранение рекламной активности на прежнем уровне с незначительным снижением,
        •   увеличение рекламной активности.

Такие рекламодатели как, «Unilever», «Mars/Wrigley» и «Danone» значительно снизили свою активность. «Mondelez International» сократил свою активность наполовину, а также делал перерывы в размещении. «Henkel Group» 4 месяца провел без рекламы на ТВ. Рекламные ролики «Coca-Cola» почти на полгода отсутствовали на казахстанском ТВ.

В минувшем году продолжились слияния и поглощения. Ставший самостоятельным рекламодатель «Sandoz» значительно увеличил активность, что позволило ему попасть в TOP 20. Большие ожидания были от слияния «Novartis» и «GlaxoSmithKline», но новый рекламодатель не попал в список крупнейших.

Среди фармацевтов увеличил свою активность «Sanofi Aventis», среди косметических товаров: «J&J» и «Beiersdorf AG» (Nivea). В категории финансовых услуг – «Kaspi Bank», в категории продуктов питания «Eurasian Foods Corporation» благодаря значительному увеличению рекламной активности попала в TOP 20.

Сфера телекоммуникаций показала существенный рост: «Билайн» и «Tele 2» значительно увеличили свое присутствие на ТВ. Однако в этом году среди крупных рекламодателей нет «Kcell», а также TOP 20 покинул «Pepsi Co».

.

Вес TOP 20 товарных категорий в этом году составляет 66% рекламных доходов отечественного телерынка. В целом, по 20 товарным категориям снижение в этом году составило 14%.

                                                                                                                                  TOP 20 товарных категорий, wGRP % 

Товарные категории в Казахстане представлены 1-3 рекламодателями. Поэтому, динамика бюджета конкретного РД отражается в целом на категории.

Так «Газированные напитки» представлены в 2016 году тремя рекламодателями.
77% приходится на активность «Сoca-Сola» в данной категории. И при отрицательной динамике компании в этом году, это отразилось на категории в целом, что привело данный сегмент на нижние позиции в таблице.

 

Подведем итоги 2016 года.

Бюджет ТВ сократился на 14%, составив 19,4 млрд. тенге.

При этом и спрос активности в инвентаре упал на 11%, составив чуть больше 1 млн. пунктов. Говоря об объемах рекламы в часах, они сократились лишь на 1%, компенсировав падение рейтинга на каналах.

 

Что касается остальных сегментов, то в прошлом году рекламные бюджеты в Интернете показали положительную динамику, но замедлили темпы роста, +10%.

Наружная реклама и Радио демонстрируют небольшое снижение, -8%.

А на Прессе кризис отразился больше всех, -20%.
ТВ, как и подчеркивалось ранее, показал снижение на -14%, при этом доля сегмента по-прежнему высока, 62%, и не планирует снижаться.

Итого ослабление по Медиарынку составило -12%, что эквивалентно 31,2 млрд. тенге с НДС.

 

С надеждой в 2017.

Не так давно, МВФ пересмотрел свою оценку относительно роста экономики Республики Казахстан с 1% до 2,5%, что является одним из факторов для положительной оценки ближайшего будущего.

Кроме того, на протяжении 2016 года мы видели стабилизацию цен на нефть, например, марки «Brent» и курса пары доллар/тенге. Следовательно, на сегодняшний день, мы видим существенное укрепление позиций тенге.

                                                                                                                  Динамика курса USD/KZT и Brent Oil, 2016 год

Позитивные ожидания от 2017 года добавляют и рынки соседних стран. И украинский и российский ТВ рынок стремительно росли в 2016 году и прогнозы на 2017 также полны оптимизма. Извлекая выводы из прошедшего кризиса, который прошел волновым резонансом в странах СНГ, мы предполагаем, что пойдем по стопам России и Украины, у нас есть предпосылки к позитивным переменам.

                                                                                                               Телерекламный рынок 2013-2016, нац. валюта %

Основной удар по телерекламному рынку в Украине пришелся на 2014 год. 2015 год стал самым тяжелым для рынка в России. В Казахстане только в минувшем году рынок нащупал дно.

Но по динамике соседних стран мы видим восстановление и активный рост, после тяжелых последствий в экономике.

2017 год – время восстановления рынка в Казахстане.

В этом году в стране проходят крупные международные события такие как Всемирная зимняя Универсиада и EXPO-2017, которые также положительно скажутся на ТВ рекламном рынке.

 

Все вышеупомянутые факторы положительно отразятся на динамике рынка.

Наш прогноз роста ТВ рынка Казахстана в 2017 году составляет в диапазоне от 10 до 15%.

 

Дарья Ермакова, Директор по маркетингу International Media Service.

 

Источники: International Media Service, TNS CA, stat.gov.kz, НБРК, www.investing.com, АКАР, Всеукраинская рекламная коалиция, VIBel, аналитический центр «Алькасар», Nova-TV MediaMix, Media International Service Кыргызстан, MCA CCAR, Total Advertising Group, экспертная оценка телеканала Имеди, Media International Service Армения.

  

 

Post by Redactor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *